Если вы обзавелись банковской картой — кредитной или дебетовой, вам рано или поздно придется совершать оплату покупок с ее помощью, а для этого необходимо знать некоторые правила, по которым происходят операции оплаты. Логотипы принимаемых к оплате в магазине карт (Visa, Master Card, Maestro и др.), можно увидеть при входе в торговое заведение.
Банк, который выпустил вашу карту — банк эмитент. Это тот банк, с которым вы заключили договор на обслуживание банковской карты и чей телефон вы найдете на оборотной стороне своей карты. Подробнее об этом в статье Банк — эмитент.
Банк, заключивший с торговой организацией договор на обслуживание безналичных платежей — банк эквайер. Он является уполномоченным банком платежной системы ( Visa, Master Card и др.). Подробнее в статье Банк — эквайер.
Функции банка-эмитента и эквайера может выполнять один банк или разные банки.
При оплате покупки (услуги) в торгово — сервисных предприятиях, вы предъявляете свою карту кассиру. Он обязан удостовериться, принадлежит ли эта карта вам. Для этого он вправе потребовать предъявить паспорт, как документ удостоверяющий вашу личность.
Стоит отметить, что в принципе, законодательством не предусматривается обязательное предъявление документа, удостоверяющего личность , как необходимое условие для осуществления расчетов с использованием банковских карт, и отказать в обслуживании, продавец не имеет права. Но у продавцов могут быть свои негласные инструкции от руководства торгового заведения, и, если покупатель ему показался подозрительным, продавец может потребовать у него паспорт. Если учесть, что фактов махинаций по картам немало, эти требования можно назвать обоснованными. Пользоваться банковской картой имеет право только ее владелец. Минимальная сумма, на которую можно осуществить покупки без предъявления паспорта -1000 рублей, это рекомендации платежных систем.
Далее, на обороте вашей карты должна быть ваша подпись, без подписи магазин вашу карту в оплату не примет. Кассир должен сверить подлинность подписи на карте и той, которую вы поставите в чеке.
Если торговая точка оснащена специальными устройствами, осуществляющими операции оплаты с введением ПИН — кода, подписывать чек не нужно, если же установлены терминалы без идентификации покупателя через ввод ПИН — кода, то подпись на чеке (квитанции или слипе) обязательна.
Ввод ПИН — кода необходим при оплате картой с чипом или картой Maestro. При использовании карт с магнитной полосой, ввод ПИН - кода не требуется.
Надо подчеркнуть, что в нашей стране почти все чипованные карточки имеют еще и магнитную полосу, то есть, если в торгово - сервисном предприятии не установлено оборудование для обслуживания чиповых смарт — карт, операция будет проведена по магнитной полосе и в этом случае, подпись на чеке обязательна, но если вы ввели ПИН — код, то на чеке имеется надпись «операция подтверждена вводом ПИН -кода» и подписывать чек не нужно.
Получив на руки чек об оплате товаров или услуг, проверьте правильность его заполнения: номер карточки, дату операции и сумму оплаты. Храните этот документ не менее 30 дней ( в разных банках срок хранения чека устанавливается различный — до 6 месяцев). Могут возникнуть всякие непредвиденные ситуации, как например, дважды проведенная операция или отмена операции, или сумма оплаты указана неверная (кассир мог ошибиться или какой — то сбой произошел в программе), в этих случаях, необходимо позвонить в банк -эмитент и сообщить о произошедшем, вот тут и понадобится чек, как подтверждение факта оплаты.
Бывают ситуации, когда торговое предприятие при оплате по карте, устанавливает на товар цену выше, чем при оплате наличными. Помните, что этого делать они не имеют права, так как такая ценовая политика приводит к дискриминации платежной системы, сообщите об этом в свой банк или банк — эквайер, торговое предприятие оштрафуют, а переплаченную сумму вам должны вернуть.