Не так давно в банковском секторе России появились новые финансовые учреждения — кэптивные банки, но новичками своего дела их не назовешь. Кэптивные банки созданы непосредственно крупными автомобильными концернами и работают в интересах своих собственников, а именно на увеличение объема продаж автомашин производителя.

В ряду кэптивных банков, представленных на российском рынке, можно назвать таких представителей известных мировых брендов, как Тойота Банк, Мерседес Бенц Банк Рус, БМВ Банк и Банк оф Токио-Мицубиси.

Нынешний год характеризуется небольшим, но все же снижение объема продаж автомобилей, однако именно кэптивные банки оказались в состоянии укреплять позиции и увеличивать свои доли на рынке автокредитования . Это объясняется тем, что эти банки имеют более гибкую систему взаимодействия с клиентом, и свою конечную цель они видят не в получение прибыли с выданных кредитных средств, а в росте продаж автомобилей конкретного автопроизводителя.

Так, кэптивные банки разрабатывают свои кредитные программы, например Тойота Банк предлагает клиентам кредиты на покупку автомобилей Toyota под 5,9% годовых, что гораздо ниже кредитной ставки по госпрограмме во многих крупных универсальных банках (Подробнее о государственной программе автокредитования в статье Госавтокредит 2013). «Успех «Тойота Банка» нельзя рассматривать в отрыве от развития «Тойота мотор» — поясняет президент банка Александр Колошенко.

Крупнейшие автоконцерны организовывают работу не только собственных банков, но и своих официальных дилерских центров и кредит можно оформить прямо в автосалоне. Кроме того, в числе положительных моментов , надо отметить, что банки предоставляют кредит на покупку автомобилей собственной марки более широкого ряда моделей, качественное обслуживание авто, большое разнообразие аксессуаров для машин.

Многие универсальные банки нашей страны постепенно уступают рынок автокредитования банкам производителей, так, например, Тойота банк в этом году обошел Райффайзенбанк по объему кредитного портфеля и занял на рынке автокредитования седьмое место. БМВ Банк также уверенно наращивает обороты по автокредитам и поднялся на десятое место, оставив позади себя «Уралсиб». Это происходит потому, что универсальные банки постепенно повышают процентные ставки по автокредитам и на этом фоне предложения кэптивных банков выглядят намного привлекательнее.

По всей видимости, универсальные банки нацелены на увеличение объема продаж кредитных продуктов в сфере потребительского кредитования — там процентные ставки выше, соответственно больше и маржа. То есть банковский бизнес, занимающийся непосредственно «продажей денег», заинтересован только в высокоприбыльных кредитных сделках, и это при том, что кредит на покупку автомобиля является залоговым, а, следовательно, несет в себе пониженные риски. Вот отсюда и возникают ситуации, когда Центральный Банк России, выполняющий функции мегарегулятора, констатирует, что у многих крупных банков слишком высокорисковые кредитные портфели. Думается, что погоня за маржой может довести и до банкротства.

В то же время, универсальные банки не видят ( или не хотят видеть) в кэптивных банках серьезных конкурентов, так как они занимаются только кредитованием в сфере продаж автомобилей собственных производителей, однако, недавно стало известно, что Тойота Банку выдана лицензия ЦБ на деятельность по привлечению средств во вклады от населения. Так и хочется сказать руководителям отечественных банков : «Господа, вы так все проморгаете!».

В заключение, отметим, что многие универсальные и коммерческие банки имеют различные совместные кредитные программы с отечественными и зарубежными автопроизводителями. Подробнее об этом читайте в статье Автокредит - партнерские программы банков и автопроизводителей.